20506 залов и секций в 78 городах по 189 видам спорта
Ваш город: Джамбейты

10 слабых сторон сильного тренера.

В жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда у хорошего специалиста есть слабые стороны. Тренерская профессия не является исключением. В этой статье я попытаюсь указать на часто встречающиеся недостатки квалифицированных тренеров, работающих с выступающими спортсменами. Могу сказать, что все нижеприведенные ошибки я в той или иной степени совершал сам, поэтому не понаслышке знаю о чем пишу.


1. Дисбаланс между уровнем обученности и опытом.

Хороший методист может обучить спортсмена значительно быстрее, чем это происходит обычно. В итоге за пару-тройку лет мы имеем бойца уровня, положим, чемпионата России. Тренер видит класс спортсмена и верит в его большой успех, спортсмен верит тренеру. А по факту спортсмен начинает проигрывать, при том проигрывать хуже обученным бойцам. В этой ситуации даже если тренер не выскажет своих претензий спортсмену, все одно спортсмен эти претензии себе выдвинет сам. Рождается разочарование в себе, в тренере, в спорте. А проблема лишь в том, что время еще не пришло, опыта еще нет, нет психологической готовности.

Еще один важный нюанс: у каждого тренера есть аспекты обучения в меньшей степени проработанные относительно всего остального. Невозможно выполнять весь объем методической работы одинаково ровно. И это несоответствие у спортсмена нивелируются только временем, опытом, в первую очередь соревновательным.

2. Перфекционизм по отношению к технике.

Техника для хорошего методиста — священная корова. Он говорит о ней с придыханием и готов разбирать самые тонкие ее нюансы. Понятно, что без глубоких познаний в технике, в единоборствах делать попросту нечего. Однако техника это важнейшая, но не единственная составляющая бойца. Плохо когда техника полностью заслоняет собой все остальное: функциональную готовность, реализацию тактических задач в вольных отработках, соревновательную практику.

Техника вариативна. А любой хороший методист, как минимум в начале своего пути, уверен, что он то точно знает тот самый единственный вариант, который значительно лучше других. Что получается в итоге? В худшем случае потеря индивидуального аспекта развития спортсмена.

3. Эмоциональная нестабильность.

Я встречал тренеров с высочайшим уровнем самодисциплины умеющих внешне полностью контролировать свои эмоции. Но у всех лучших специалистов, которых я знаю хотя бы на каком-то этапе карьеры присутствовали серьезные психо-эмоциональные проблемы. Тренерская работа так же как работа врача, военного, подразумевает близкий контакт с людьми. Чем уровень тренера выше — тем погружение глубже. Объем эмоций, хороших и плохих, который выливается на тренера колоссален. И ему приходиться отвечать на эти эмоции. Все это не лучшим образом сказывается на психике специалиста. Со временем появляется тенденция к огрубению, обрастанию «носорожьей шкурой». А это, в свою очередь, может привести к тому, что тренер перестает быть педагогом.

4. Недостаточное внимание процессам восстановления.

Для настоящих специалистов характерна фанатичная увлеченность своим делом. Это качество часто приносит дурные плоды при подготовке бойца к соревнованиям. Здесь ошибочку закрыть, здесь что-то подправить, еще один элемент техники подточить. В итоге технические бреши залатаны, а вот физическое состояние спортсмена плохое — он не восстановился. Даже хорошая машина без бензина не едет, если у бойца попросту нет сил, высоких результатов ждать не приходится.

5. Дисбаланс между обучением и продвижением спортсмена.

Важными моментами в работе со спортсменом являются выбор спарринг-партнеров, решение о выступлении в тех или иных соревнованиях, общение с организаторами, представление спортсмена в СМИ. В ряде случаев этим занимается менеджер спортсмена, хотя на мой взгляд идеальным вариантом является ситуация, когда это делает тренер бойца. Научить спортсмена чему-то в зале далеко еще не все. Спортсмен должен реализовать свои умения в соревнованиях высокого уровня. А подобраться к этим соревнованиям не так просто.

Чаще всего если тренер хороший методист и педагог, он оказывается плохим организатором и менеджером. На мой взгляд это что-то сродни традиции. Было бы здорово если бы тренера больше обращали внимания на эту часть нашей деятельности. Тогда мы могли бы избавиться от множества ненужных зависимостей.

6. Пренебрежение развлекающей стороной тренировки.

Я долгое время указывал своим спортсменам, что они пришли в зал учиться, а не развлекаться. Со временем стало понятно, что это правильно лишь отчасти. Рутина всегда была есть и будет, превращать тренировку в аттракцион не верно. Но пытаться разбавить рутину веселым словом, добавить дополнительный игровой элемент, внести что-то новое в привычную работу — обязательное условие хорошей атмосферы в зале. Даже под самым жестким прессингом лентяи будут ленится и даже самым трудолюбивым спортсменам важно периодически снять напряжение. Не стоит всегда и во всем быть максимально серьезным. Это скучно.

7. Отрицательное отношение к рекламе.

Часто встречается отрицательное отношение хороших тренеров к рекламе. Это естественно т. к. любой нормальный тренер хочет быть, а не казаться и реклама ему видится перекосом в эту сторону. Но стоит заметить, что хороший тренер, как правило, является результатом работы многих людей и отчасти не принадлежит себе. Какой прок в хорошем специалисте если о нем никто не знает? Не получив информацию о тренере высокого уровня, человек собравшийся заняться спортом пойдет к другому, возможно худшему, тренеру просто потому что о нем есть информация в СМИ. Суть в форме и умеренности. Приписывание себе несуществующих заслуг, навязчивая самореклама, превышающая реальный объем сделанной работы, выглядят отвратительно. Если же тренер и клуб показывая все как есть, старается заинтересовать стороннего наблюдателя, привлечь его в зал это хорошо и правильно.

8. Чрезмерный объем индивидуальной работы по отношению к талантливым спортсменам.

Что видит перед собой хороший методист, когда к нему приходит талантливый и дисциплинированный спортсмен? Он видит гарантию. Гарантию того, что по прошествии определенного срока он сможет подготовить топового бойца. Что лучше всего может стимулировать технический рост спортсмена? Индивидуальная работа.

Людям свойственно хорошее воспринимать как данность. Избаловать спортсмена просто, такие случаи происходят сплошь и рядом. Если дать ему все и сразу, шанс того, что ваша работа будет впустую сильно увеличивается.

Ко всему прочему выделение бойца из команды по его таланту всегда было и остается действием вредным для коллектива и подрывающим авторитет тренера.

9. Эйфория по поводу быстрых успехов и депрессии по поводу резких провалов.


Хороший методист может в кратчайшие сроки подготовить сильного бойца. Но люди уходят из спорта, переезжают, меняют тренеров. Особенно это характерно для тех, кто рос быстро. Жизнь вносит свои коррективы. Пики и провалы у сильных тренеров ярко выражены. Естественно, что победы радуют, а проигрыши огорчают. Бесконтрольные чувства могут привести к эмоциональному выгоранию, это случалось со многими.

10. Окончание творческого поиска, вызванное достижением какой-то цели.

Любой тренер как и спортсмен стремится к чему-то, хочет что-то доказать. Собрать сильную команду, подготовить чемпиона страны или мира, победить выдающегося противника. Сделал, а что дальше? Может - все, стоп, дальше по инерции, пользоваться собранным багажом, обкатанными технологиями? Много грандиозных тренеров закончилось таким образом. Спорт меняется и тренер, который перестает учиться неминуемо и, как правило, быстро оказывается далеко сзади.

12 июня 2017